"Петербургские повести" - сборник повестей Н.В. Гоголя

«Петербургские повести» — общее название сборника повестей Н.В. Гоголя, написанных в 1830-40 гг. 

А. И. Иванов. Портрет Николая Гоголя, 1841 Русский Музей, С.-Петербург

Содержание сборника «Петербургские повести»

В сборник входят следующие повести: «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Шинель» и «Записки сумасшедшего». 

История создания сборника «Петербургские повести»

Сам Н.В. Гоголь никогда не объединял свои произведения в такой сборник, название цикла появилось позднее, уже после смерти автора. Повести были написаны в разное время и публиковались по отдельности. Так «Невский проспект» и «Портрет» Н. Гоголь создал в 1833-1834 гг. Сам автор поместил оба произведения в сборник «Арабески», который вышел в печать в 1835 году. Туда же были включены и «Записки сумасшедшего», которые в то время публиковались под название «Клочки из записок сумасшедшего». 

Петербургские повести

Повесть «Нос» была создана в 1832-33 гг., но первая публикация состоялась лишь в 1836 году в «Современнике» Александра Пушкина. Интересно, что журнал «Московский наблюдатель», куда Николай Васильевич пришел сначала, отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и тривиальной». 

Созданию «Шинели» Н. Гоголь посвятил несколько лет, с 1836 по 1842 год. Первоначально автор назвал ее «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». 

К 1842 году Николай Гоголь серьезно отредактировал все вышеперечисленные повести, у некоторых поменял заголовки и уже в обновленном виде включил их в третий том своего первого Собрания сочинений. К ним же он добавил повести «Коляска» и «Рим» и назвал весь том просто и лаконично «Повести».

Петербургские повести

Впервые название «Петербургские повести» появилось у известного биографа Н.В. Гоголя Владимира Ивановича Шенрока. В конце XIX века Владимир Иванович оформлял «Материалы для биографии Гоголя» и одну из частей этого труда так и озаглавил «Петербургские повести Гоголя». Это словосочетание тот час же прижилось и стало активно употребляться в литературной среде. А в 1924 году впервые пять знакомых всем нам произведений великого классика были выпущены отдельным сборником под привычным нам сегодня названием «Петербургские повести». 

Главные герои

Петербург

Итак, В.И. Шенрок дал такое название сборнику не прихоти ради, а в связи с тем, что действие всех указанных повестей Николая Васильевича происходит в Петербурге. Более того, город является не просто фоном для описываемых событий – он как будто бы становится одним из основных персонажей. И это не случайно.

Колокольня Владимирского собора

Детство и юность Николая Гоголя прошли в Малороссии, и столица Российской империи – Петербург – такой далекий и манящий, всегда виделся ему красивым, блестящим, нарядным. Однако, когда Гоголь в 1828 году прибыл в Петербург, город открыл ему не только свою праздничную сторону, но и будничное, совсем не такое привлекательное лицо. Наряду с лощеным Невским проспектом здесь были и маленькие улочки, и грязные тупики, и темные зловонные дворы-колодцы. А по соседству с богатыми горожанами терлись бедняки. Причем, не только откровенно нищие и попрошайки, но и мелкий чиновничий люд, служащие, работники, мастеровые – все они жили во много-много раз беднее дворян, помещиков и крупных торговцев и составляли основную часть населения города. 

Маленький человек

И именно такие «маленькие люди» и стали главными героями «Петербургских повестей». Гоголь знал тех, о ком писал. В какой-то мере он и себя относил к этой категории, а также в избытке повидал таких персонажей в то время, когда служил чиновником на государственной службе. Кто такой «маленький человек»? Он робкий, неуверенный в себе, никак не может вырваться из череды неприятностей, бедности, неудач. Он постоянно терпит унижение от начальства, более удачливых коллег и вообще всех, кто стоит выше него на социальной лестнице. Их подколки, издевательства, пренебрежение больно ранят таких героев, заставляя еще больше замыкаться в себе, терять надежду, разувериться в себе, в справедливости и в целом в жизни.

В итоге герои Гоголя либо сходят с ума, либо заканчивают жизнь самоубийством, либо умирают – тихо и незаметно, также, как жили. Никто даже не замечает, что их больше нет. А нарядный и блестящий Петербург продолжает жить своей парадной жизнью… 

Нет сомнений в том, что весь данный цикл – протест Гоголя против трагической неустроенности жизни и тех, кто сделал ее такой: жестокой, несправедливой, бесчеловечной. 

Краткое содержание

«Невский проспект»

История о бедном художнике Пискареве. Однажды, художник вместе с другом прогуливался по Невскому и увидел привлекательную брюнетку. Он последовал за дамой, желая с ней познакомиться, но вскоре понял, что попал в публичный дом, а понравившаяся ему барышня – жрица любви, хотя ей всего 17 лет. Поняв это, художник поскорее ретировался. Разочарованный он вернулся домой и в эту же ночь увидел возлюбленную во сне. Там она была совсем иной: они вместе попали на бал, где девушка объяснила, что все, что он видел – неправда и она должна открыть Пискареву тайну…

Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)
«Невский проспект». Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)

На утро мужчина понял, что это был лишь сон, но до того прекрасный, что он стал принимать опиум, чтобы возвращать себе эти видения как можно чаще. Наконец, измученный художник решил наяву предложить девушке руку и сердце, убедить ее бросить постыдную профессию, выйти за него и честно прожить жизнь в труде и любви. Однако очаровательная брюнетка даже слушать его не стала, пояснив, что не желает быть ни прачкой, ни швеей, ни служанкой. В отчаянии Пискарев покончил жизнь самоубийством. 

Его товарищ же Пирогов, который в тот же день решил приударить за блондинкой, получил тумаков от мужа той самой блондинки, но решил не расстраиваться по этому поводу и в этот же вечер прекрасно провел время за танцами. 

 «Портрет»

К молодому и бедному художнику Чарткову попадет необычный мужской портрет. Картина привлекла его тем, что глаза мужчины выглядят как будто живыми. Вскоре начинают происходить странные вещи: Чартков видит сон, где старик с портрета трясет перед ним деньгами и художник выкрадывает один сверток, а утром он обнаруживает такой же сверток в раме картины и с помощью этих денег расплачивается с долгами за квартиру.

Явление старика Чарткову на иллюстрации Алексея Кравченко

С этих пор начинается совсем другая жизнь: у Чарткова нет проблем с деньгами, но его картины получаются откровенно плохими, механическими, поверхностными. Завидуя «настоящим художникам» Чартков вскоре сходит с ума и умирает. Однако повесть на этом не заканчивается. Читателю раскрывается история появления того самого портрета, который испортил жизнь Чарткова. И без нечистой силы здесь не обошлось…

 «Нос»

Сюжет повести весьма нетривиален: однажды коллежский асессор Ковалев теряет нос, а его цирюльник этот нос находит. Далее следует ироничное описание автора, как первый герой свой нос безуспешно ищет, а второй – столь же безуспешно избавляется от него. 

«Нос». Иллюстрация Геннадия Спирина

На первый взгляд, это произведение может показаться лишь забавной фантазией. Но если прочесть послание автора между строк, то становится ясно, что Н. Гоголь в образе потерянного носа показывает нам как внешний образ, под которым нет особого содержания, идет впереди самого человека. А сам герой, неожиданно потеряв свой имидж, не может даже на службу идти, так как без внешней оболочки он – никто. Гоголь высмеивает общество, где чины ценятся выше личности. 

 «Шинель» 

Герой этой повести, наверное, и есть самый яркий и типичный образчик «маленького человека». Акакий Акакиевич Башмачкин служит титулярным советником в Петербурге. Это очень старательный честный человек, но так как в его обязанности только и входит, что переписывать бумаги, на службе его особо не уважают и постоянно подтрунивают, на что он только и может, что восклицать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Однажды Башмачкин замечает, что его шинель совсем прохудилась и начинает копить на новую.

Иллюстрации Кукрыниксов к повести "Шинель"
Иллюстрации Кукрыниксов к повести «Шинель»

Так как жалование у него маленькое, мужчине приходится экономить на самом необходимом, чтобы скопить нужную сумму. Когда же ему это удается и он, наконец, отшивает себе новую шинель, ее в первый же вечер у него крадут. Пристав посоветовал потерпевшему обратиться к «значительному лицу», но тот не стал даже слушать мелкого чиновника, накричал на него и выгнал. От такой несправедливости Башмачкин заболевает и вскоре умирает. А на улицах столицы с тех пор появилось привидение, которое снимало шинели с богатых и высокопоставленных людей. 

1883. Фотоальбом К.А. Шапиро. Иллюстрации к спектаклю по повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего»

Повесть представляет собой выдержки из дневника мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина, который так был озабочен поиском своего поприща и тем, что занимает низкое положение в обществе, что на этом фоне получил нервное расстройство и попал в психиатрическую лечебницу. По записям героя читатель может наблюдать за тем, как болезнь прогрессирует: если изначально в них есть некая логика и изложение реальных событий, то ближе к концу появляются даты из будущего и совершенно фантастические события. 

Поделиться новостью в Соцсетях:

Петербургские повести Гоголя

Все труды, которые объединило название «Петербургские повести», были написаны Николаем Васильевичем Гоголем в 1830-1840 годах.

Все истории, рассказанные писателем, имели много общего. Во-первых, место действия — это Петербург. Во-вторых, главный герой — это всегда «маленький человек».

Петербургские повести Гоголя

В-третьих, каждый главный герой — это исключительный персонаж, который выбивается из общей толпы и совсем непохож на других. В-четвёртых, всех ведущих героев ждёт один конец — смерть или исчезновение.

Это философский сборник. Каждый гоголевский персонаж переживает трагедию, порой несовместимую с жизнью. Но именно раскрывая надежды, переживания и показывая жестокую реальность, рассказчик всё расставляет на свои места.

Своё место в сборнике «Петербургские повести» нашли пять историй:

■     Невский проспект (1833-1834) ■     Портрет (1833-1834) ■     Записки сумасшедшего (1834) ■     Нос (1832-1833) ■     Шинель (1836-1842)    

Это те произведения, которые можно считать мостом, проложенным Гоголем, от классической русской литературы к русскому реализму. В этом случае работа классика — это работа стилиста.

Как рождались Петербургские повести

Гоголь в Петербурге

В Петербург Николай Васильевич приехал, будучи совсем молодым человеком, мечтающем о переустройстве мира. Здесь он и столкнулся со столичной реальностью.

Он собирался стать юристом и служить на благо людям. Попав в чиновничью среду юноша понял, что это не то место, где кто-то желает служить высокими идеями. Николай пытался найти себя на поприще историка — тоже не заладилось, хотя все его лекции имели большой успех. Не удались попытки стать актёром.

Но эти мытарства дали молодому человеку большую порцию жизненного опыта, и помогли определиться с истинным призванием, хотя на этом поприще тоже были разочарования и неудачи. Природа столичного сопротивления стала основой будущих творений зрелого Гоголя, которую писатель описал очень подробно.

О Петербурге в сатирическом русле писали многие авторы: Достоевский, Сологуб, Зощенко. Ругали, хвалили, восхищались. Но задал тон, конечно, Гоголь. Причём та языковая игра слов, которую использовал Гоголь, часто не позволяет выделить наиболее яркие места. Приходится зачитывать целые отрывки, чтобы насладиться искусством игры слов.

Гоголь помнил, как он столкнулся с проблемой несправедливого отношения, неравенством, сложившимся в обществе большого города. Он помнил то бедственное положение молодёжи, самостоятельно прокладывающей себе путь в нечеловеческих условиях. О постоянной нехватке денег на самые необходимые вещи. О некрасивом поведении вышестоящих чинов, для которых «маленького человека» просто не существует.

Всё это нашло отражение в Петербургских повестях.

Невский проспект

В этой работе писатель ярче всего описал атмосферу Петербургской жизни. Всё великолепие светской повседневности, мужицкие заботы, и даже порочность, как спутницу этого роскошества.

Гоголь Невский проспект

Литератор провёл своего читателя по Невскому и не оставил никаких секретов. Рассказчик предупреждает, что не нужно сразу верить в эту красоту и богатство, здесь всё пропитано обманом.

Вот гуляющий господин в дорогом сюртучке, он производит впечатление богача, а на самом деле «сам состоит из сюртучка». И так всё вокруг. Лучше гуляя по проспекту, вообще, не прислушиваться, о чём говорят остановившиеся господа, не заглядывать под шляпку даме, не останавливаться у витрин. Просто не поддаваться никакому соблазну.

Доказательством неоправданного соблазна является трагедия Пискарева. Бедный художник, соблазнённый ослепительной красотой молодой брюнетки, поплатился за своё увлечение жизнью. Художник не смог сопоставить в своём неиспорченном мире, ту прелестницу, к которой он воспылал романтической влюблённостью и ту реальность, в которую его привела девушка, оказавшаяся проституткой. Высшая степень трагической любви показана в этой части повести.

Соблазн второго героя — нахала Пирогова, имел менее фатальные последствия, и выглядел как комический эпизод. Непринципиальный и готовый приспосабливаться ко всем вокруг поручик, просто был физически наказан мужем хорошенькой блондинки, к которой Пирогов долго заигрывал. Отделавшись лёгким испугом, Пирогов быстро смерился со своим наказанием.

«Невский проспект» условно можно разделить на три части. В первой части описывается сам проспект, причём описывается как живой организм. Можно сказать, что это такой же главный герой, как одушевлённые персонажи. Во второй части рассказана история несчастной любви художника Пискарева, а в третьей изложены похождения поручика Пирогова.

Объединяет эти три части одно — обман, клевета, фальшь. Это и есть обратная сторона красивой жизни. Рассказчик, словно стараясь спрятаться от этой лжи, так и говорит: «Я когда иду по Невскому проспекту стараюсь закутаться в плащ» и делает вывод: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» Явный контраст, полное разочарование. Так радужная картинка великолепной светской жизни сменяется на тёмные полутона, где сам демон зажигает свечи.

Портрет

Несмотря на то что рассказ о роковой картине был завершён и прошла публикация этого сочинения, Николай Васильевич решил подправить свой труд. Он непросто внёс небольшие правки, а значительно переработал текст и изменил фамилию героя, Чертков стал именоваться Чартков.

Гоголь Портрет

Литератор затронул тему подлинного искусства и отношения художника к искусству. Он решил показать, что явления материального мира поддаются объяснению, с точки зрения мистических законов. Зловещая картина с изображением ростовщика в азиатской одежде, как образ зла, в полной мере влияет на окружающую действительность.

Произведение состоит из двух частей, где в первой части автор акцентирует внимание на служении настоящему искусству. Он рассказывает о бедном художнике, способном отдать последние деньги за понравившуюся картину и высмеивает светскую толпу, готовую воспринимать модные однообразные тенденции.

Портрет мистическим образом помог художнику разбогатеть и теперь перед героем становится серьёзная дилемма. С одной стороны, он хочет развиваться, а с другой, согласен поступиться принципами и рисовать однообразные картины, ради денег.

Жестокое разочарование ожидает художника Чарткова, когда он решает возобновить свою «настоящую» деятельность. У него ничего не получается, кисти, привыкшие к фальши, больше не слушаются его. В отчаянии живописец скупает картины своего ученика и уничтожает их, тем самым ухудшая своё положение. Он не борется со злом — он уничтожает добро. Итог печален — художник сошёл сума и умер.

Вторая часть сочинения повествует о другом искушении. Здесь Гоголь объясняет, на примере своих героев, что если художник соприкоснулся со злом, он навсегда становится заметным, словно человек в белой загрязнённой одежде.

Нет ничего удивительного, что вложив в картину свои эмоции, изображая духа тьмы, даже незаконченная работа приносит каждому новому владельцу несчастья. К искусству нужно подходить не с дьявольской страстью, а с божественной расположенностью. Писатель делает вывод, что простого копирования с натуры недостаточно. Живописец вкладывает в изображение душу, переживание, настроение, и важно, чтобы эти чувства носили божественный, а не дьявольский оттенок.

Записки сумасшедшего

Дав своему герою говорящую фамилию Поприщев, автор сразу показывает, что идея поиска неведомого поприща витает над произведением постоянно. Это поприще — цель, дело, путь, судьба.

Записки сумасшедшего

Поприщев живёт в своём мире, в котором происходят разные события: чтение собачьей переписки, подглядывание за понравившейся девушкой. В итоге все окружающие воспринимают его каким-то ничтожным чиновником, в то время как Поприщев точно знает, что он человек царских кровей.

На глазах читателя происходит разложение личности, где есть свой отсчёт времени, своя реальность, причём иногда встаёт вопрос, а какая же реальность более объективна. Не та ли, в которой живёт главный герой.

Вся повесть состоит из дневниковых записей, которые ведёт Поприщев. Такой жанр позволяет литератору выразить художественный реализм и показать социальную действительность. Композиционное напряжение растёт с каждой новой записью главного героя.

Первые записи показывают пустую жизнь «маленького человека», пусть и дворянина, но совсем обедневшего. Его никчемная жизнь ничем не примечательна. Он недоволен ни работой, ни своим окружением.

Но вдруг в его жизнь врывается чувство. Поприщев влюбляется и начинает мечтать о дочери своего директора. Примерно в это время и появляются первые записи с зачатками сумасшедших мыслей. А вскоре Аксентий Иванович полностью отрывается от реальности. Теперь в его воспалённом сознании смешалось всё и он совершает безумные поступки.

Вскоре болезнь Поприщева принимает маниакальную форму. Он считает себя наследником испанского престола. Погружение в мир собственных иллюзий приводит несчастного Аксентия Ивановича в сумасшедший дом, где он не понимает, почему с ним так плохо обращается, но с готовностью и христианской повинностью принимает все испытания, выпавшие на его долю. Бурлеска, гротеска, пафосный переход к уничтожающей иронии — всё собрал Гоголь в итоговом монологе Поприщева.

Все проблемы, затронутые автором в «Записках сумасшедшего», остались актуальными до наших дней. Это и протест против несправедливых устоев, и трудности, связанные с бедностью, и отсутствие разума, способного создать справедливое общество.

Нельзя не обратить внимание на одиночество, в котором прибывает Аксентий Иванович. Несмотря на то что он живёт в огромном городе и его ежедневно окружают сотни человек, он в свои сорок два года абсолютно одинок. Трудно разобраться кто в этом виноват, общество, наплевательским образом относящееся к своим членам, или сам «маленький человек» не желающий ничего менять в своей жизни.

Нос

Несмотря на то что произведение «Нос» написано было в период творческого расцвета Гоголя, оно не нашло быстрого признания. Журнал «Московский наблюдатель» сразу отказал литератору в публикации, назвав повесть плохой.

Нос

Особый стиль — литература абсурда — это характерное отсутствие причинно-следственных связей, сюжетная нелепость и парадоксальная бессмысленность не всегда бывает понята с первого раза. В сочинение есть такие места, которые остаются непонятными даже при глубоком изучении, но удовольствие доставляет весёлый, оригинальный сюжет.

Принято считать, что сюжет автор нашёл в популярном французском анекдоте. Но работа, проделанная над «Носом», не была простой. Труд неоднократно правился самим классиком и цензурой, был изменён финал, расширилась сатирическая часть.

С первых строк читатель попадает в фантастическую историю. Исчезновение носа — это настоящая трагедия для главного героя, который считает его отсутствие большим препятствием для продвижения по службе. Внешность, а не внутренние качества ставит превыше всего Ковалёв. А очеловеченный Нос автономно гуляет отдельно от своего хозяина, и даже желает убежать от него как можно дальше — за границу.

Абсурдность ситуации заключается не только в том, что нос убежал от своего хозяина, но и в отношении к происшествию. Майор Ковалёв «маленький человек», который расставляет приоритеты. Находясь в своём звании, он точно знает с кем он может держаться надменно, а где без излишеств с умеренной скромностью. Это видно по сценам с извозчиком, цирюльником и уважаемыми чиновниками.

Встреча с собственной частью тела, которая оказалась выше на три чина, полностью обескураживает его. Нос превосходит своего хозяина — вот оно социальное неравенство в разрезе одной личности. Как теперь находиться в социальной идиллии, если собственные части тела такое вытворяют?

Описывая абсурдную ситуацию Ковалёва, Гоголь поднял несколько проблем социума: лицемерие, корысть, фальшь, безнравственность. Нос не желает общаться с тем, кто находится ниже рангом, он отказывается соединяться со своим хозяином.

Многие современники Николая Васильевича узнали в повести своих товарищей, руководителей и даже себя. Тщеславные желания накрыли общество и не оставили места для великодушия, благородства, нравственного величия.

Закончилось, однако, это странное происшествие для главного героя благополучно — нос вернулся к нему так же неожиданно, как исчез.

Шинель

Мысль о «Шинели» возникла у литератора ещё в 1834 году, а толчком послужил анекдот. Байка, призванная развеселить, заставила задуматься классика, и через несколько лет легла в основу новой рукописи.

Шинель

Тема «маленького человека», поднятая в «Шинели», рассматривает социальные и нравственные вопросы. Писатель критикует и беспринципность человека, и общество, «сделавшее» этого человека. Убогость интересов «маленького человека» доведена до предела. Но даже в этом есть положительный аспект. Герой ради своей цели готов на отказ от жизненных благ. Безропотность, самоограничение, смирение делают его тверже духом.

Этот шедевр разбирало не одно поколение литературоведов. Выдающейся советский лингвист Борис Михайлович Эйхенбаум, анализируя «Шинель», обратил внимание на то, что изначально первая часть «Шинели» написана как житие святого. Акакий — значит беззлобный, а Акакий Акакиевич — это нужно понимать, как тихий, безобидный, благодушный. Когда коллеги обижают Башмачкина и он говорит: «Оставьте меня. Зачем вы меня обижаете?», читатель может услышать библейское: «Я брат твой».

В черновиках Николая Васильевича этот персонаж имел говорящую фамилию — Тишкевич. Но после писатель решил, что это перебор, и сменил фамилию Тишкевич сначала на Башмакевич, потом на Башмаков, и уже в конце, опираясь на созвучность, «вышел» Башмачкин.

Выбор имени тоже был непрост, что нашло отражение в самой повести, где автор, словно пропустив вперёд матушку своего персонажа, дал её возможность самой выбирать имя сыну. Из того, что ей предложили — Моккия, Сессия, Хоздазата, Трифилий, Дула, Варахасий — ничего не понравилось. Тогда матушка решила дать сыну имя его отца. Так и появился Акакий Акакиевич.

Акакий Акакиевич живёт блаженной жизнью. Он нашёл своё призвание и занимается любимым делом — перепиской. Этот процесс он довёл до совершенства. Недаром рассказчик «даёт» ему эту работу, ведь этим делом занимались монахи испокон веков. Но думать он не может. И когда представляется такая возможность, Башмачкин прямо заявляет, что лучше он что-нибудь перепишет.

Обнаружив, что его шинель больше не подлежит ремонту, он, отказывая себе во всём, копит деньги на новую. А когда новая вещь пошита, герой тут же её лишается. Его страдания сопоставимы со страданиями царей и повелителей мира. Для Башмачкина это настоящая катастрофа и он умирает. После смерти его душа не находит покоя.

Из глубоко порядочного человека Акакий Акакиевич превращается в потенциального призрака. Его посмертная тень у Калинкина моста останавливает прохожих, и вместо своей стащенной шинели снимает все подряд, шинели и шубы.

Финал произведения — это утопическое осуществление идеи справедливости. Теперь вместо покорного Башмачкина появляется грозный мститель. И такой финал неутешителен. Бессмертная душа, вынужденная мстить, сама творит суд.

«Маленькому человеку» негде искать правды и защиты. Чиновничий бездушный оплот несправедлив, жесток и беспощаден.

Вот так видел Николай Васильевич Гоголь Петербург. Город контрастов, безумств, утопической фантастики и абсолютной исключительности. Его произведения — это экскурс не только в литературные шедевры — это экскурс в саму нашу историю.

Добавить комментарий